Этот сайт использует файлы cookies. Вы даете разрешение на использование?
Да, разрешаю
Компания 1С Game Studios вмарте анонсировала серию игр повселенной «Сказок Старой Руси» (далее— «ССР»), которую создал художник Роман Папсуев. Онже вошёл всостав команды разработчиков первого проекта вжанре сюжетного рогалика.Мыпоговорили сРоманом онаполнении вселенной, атакже отом, счего лучше начать знакомство сней ичем «Сказки» отличаются отдругих сеттингов.StopGame: Здравствуйте, Роман. Проект «Сказки Старой Руси» зародился в2015 году, ипервое время высовмещали его сработой вгеймдеве. Над какими играми выуспели поработать икак решились сделать «ССР» своей основной деятельностью?Роман Папсуев: Давай сразу продолжим на«ты». Тогда яработал ведущим художником встудии ITTerritory, которая была всоставе холдинга Mail.ru Group. Мыразрабатывали мобильные игры. Вообще опыт уменя вгеймдеве достаточно обширный. Пришёл яв2008 году вAstrum Online Entertainment. Потом компанию выкупила Mail.ru, ияпродолжал работать. Разрабатывали браузерные игры, нодовелось поучаствовать ивAAA-проекте, который впоследствии превратился вSkyforge. Позже работал над «Джаггернаут: Месть Соверинга», «Эволюция: Битва заУтопию», Juggernaut Wars. Да, это проекты поменьше, нояклюбой работе отношусь как кAAA-играм, втом смысле, что делать нужно качественно; неважно, это мобилка для домохозяек или проект для хардкорных геймеров.
Василиса Прекрасная.
Илья Муромец.
Ивот после «Мести Соверинга» пошли разговоры овторой части. Явсвободное отработы время решил подумать, каких монстров имобов всяких добавить набудущее. Ориентир был, что унас главные герои будут охотниками нанечисть. Яначал рисовать монстров, рисовал-рисовал, целый блокнот изрисовал сэтими монстрами. Блокнот закончился, аидеи остались— вместе сжеланием продолжать концептить монстров.Япопробовал перенести героев русского фольклора. Унасже иБаба-яга, иЗмей Горыныч, иКощей. Сначала янесильно погружался втему. Просто нарисовал изголовы Илью Муромца. Было интересно попробовать кфольклорному персонажу применить стандартную игровую стилистику. Есть определённые визуальные маячки, которые позволяют сразу считать, что это арт для игры. Выложил Илью вСеть в2015 году идальше уже начал как изпулемёта рисовать всё новых иновых персонажей.Позже картинки стали популярными. Мырасстались сMail.ru, ияпосвятил всё своё время «Сказкам Старой Руси».SG: Итогда уже началась работа систочниками?РП: Да, изначально янедумал, что серия картинок вырастет втакой большой проект. Нокогда полностью начал его разработку, то, конечно, полез висточники. Вславянской мифологии есть очень большой нераскрытый потенциал. Мыдаже вРоссии больше про скандинавскую мифологию знаем, чем про собственную. Янаблюдаю это каждый день, когда вижу какие-то нелепые комментарии, где люди пытаются сомной очём-то спорить, при этом необладая даже базовой информацией поповоду славянской мифологии исказок. Они что-то помнят издетства, новот оригинальные тексты изсборника Афанасьева нечитали. Есть сборники, которые ещё вXIX веке собирались, итам порой такая жесть описана! Хотя, конечно, если сравнивать сзападноевропейскими сказками, тонаши намного добрее.
Добрыня Никитич.
Сделаем ремарку, что всвоих книгах япоказываю всё-таки фантазию натему, аненекую забытую истину. Нопри этом яориентируюсь исключительно наисточники, которые одобрены Российской академией наук. Ясмотрю серьёзные научные статьи, сборники итак далее, которые помогают вработе. Насамом деле, ибез фантазий там можно найти интересное зерно ижесть тоже.Возьмём, например, былину «Добрыня иМаринка». Возлюбленная богатыря возлежала согненным змеем. Яточный текст сейчас невспомню, носодержание такое. Нелюблю возвращаться ктакой жести. Добрыня змея убил, аМаринку наказал так, что она потом заним враскорякушла. Дальше там описывается, как онотсекает ейруки, которые змея ласкали, губы, которые его целовали, ивконце концов срубает голову.Ноэто один изжёстких примеров. Там вцелом если взрослым взглядом читать, тыпонимаешь, что именно имеется ввиду, исодержание нельзя назвать елейным.
Алёша Попович.
Алёша Попович в снаряжении.
SG: Собирая информацию изисточников исвои выдумки, тыразвиваешь «Сказки Старой Руси» уже больше семилет. Вкаком качестве сейчас представлена вселенная исчего начать знакомство тем, кто услышал оней впервые?РП: Если смотреть похронологии создания материалов, топервой книжкой стала «Сказки Старой Руси. Начало». Чуть позже вышло дополненное издание— «Сказки Старой Руси. Истоки». Это артбук состатьями, которые янаписал ккаждому персонажу. Яописывал, чтоже яонём вычитал висторических источниках и, собственно, воригинальных текстах. Потом яписал отом, как моя творческая мысль двигалась, как можно этого персонажа сделать интересным, например, всовременной фэнтези-вселенной, как можно его сделать интересным игровым персонажем итак далее. Поэтой книге можно проследить творческий путь всоздании персонажей имонстров ипознакомиться сними, потому что они активно будут встречаться дальше.Дальше вышел первый том «Дива Чудного». Это бестиарий, написанный вымышленным писцом, которого великий князь Владимир отправил вКитеж-град. Автор там шарился поархивам Китежа, общался снастоятелем, чтобы задокументировать тайные знания онечисти, которая обитает вБелосветье. Это также артбук, ностатьи здесь уже стилизованы под отчёт для князя Владимира. Посути это справочник-бестиарий помиру Белосветья. Вышел позже второйтом. Впланах уменя ещё третий ичетвёртый. В«Истоках» и«Диве» почти накаждой странице подробные, детализированные иллюстрации. Возможно, будет ещё пятыйтом. Яего про себя называю заветным. Онбудет посвящён существам иномирья.
Атеперь если люди хотят ознакомиться именно сканоном вселенной, тодля этого есть художественная литература. Мысчетырьмя девушками пишем цикл «Новые сказки Старой Руси: Битва заЛукоморье». Вера Камша выступает вроли главного литературного редактора. Ещё вкоманду входят Елена Толоконникова, Татьяна Андрущенко иАлександра Злотницкая. Уже вышло два тома изцикла. Третья книга выйдет осенью. Это мозаичный роман. Тоесть вкниге собраны истории оразных персонажах, ихприключения, которые потом соберутся вголове читателя вединый сюжет, инастраницах также случится некая общая кульминация для всех сюжетных линий. Вэтих книгах, конечно, тоже есть иллюстрации, ноихменьше, поскольку это всё-таки художественная литература, анеартбуки.Те, кто о«ССР» узнал недавно, могут изучать материалы похронологии публикации. Илиже сначала увлечься художественными текстами, азатем пойти посмотреть артбуки вкачестве дополнительной информации омире. Инужно понимать, что в«Истоках» информация несовсем актуальная. Загоды накопились новые идеи. Например, Алёша Попович изначально задумывался как охотник нанечисть, который может единственный еёвидеть прямо, как, например, Константин изкомиксов. Носейчас мыпоменяли концепцию. Алёша— антимаг. Нанего недействует враждебная волшба, онпросто глушитеё. Ноэто неспойлер, читатель обэтом узнаёт почти спервых страниц. Иэта способность сыграет важную роль вбудущем.
SG: Твои персонажи основаны насказках, былинах ибыличках. Как тынащупываешь грань между собственной авторской выдумкой иисточниками? Например, почему Колобок в«ССР» стал пожирателем миров под именем Колобух?РП: Колобки вовселенной тоже есть— это отродья Колобуха. Вообще, это существо может бесконечно есть что угодно иувеличиваться вразмерах. Так ещё иего мелкие колобки тоже жрут иувеличиваются. Колобуха мыпридумали сЛёней Сиротиным. Здесь мыиспользовали такой постмодернистский подход. Что если бабка идедка изоригинальной сказки— это невпрямом смысле старички, акакие-то божественные сущности? Иони хотели создать Колобка, чтобы тот решил непроблему ихголода, апроблему голода вовсём мире— накормил всех людей. Ноэтим планам помешал Чернобог. Онотравил Колобка исделал его Колобухом. Теперь оннекормит людей, апожирает всё, дочего дотянется. Это такое ультимативное оружие, сильнее ядерных бомб. Посути, Колобух может достигнуть размеров планеты. Кощей, когда проигрывал, выпустил наволю это оружие апокалипсиса. Ипобедить его смогли только спомощью первозверей— гигантских медведей, волков и, главное, лис, которые нанесли финальный удар. Это вот пример создания одного персонажа.Нопрежде чем начинать работать над персонажами ипридумывать, как ихвидоизменить, нужно понять, вкаком мире они живут. Нужно определиться сжанром истепенью допустимого вовселенной, которую придумываешь. Очень подробно осоздании Белосветья ивсего мира ярассказал усебя наканале. Мой подход заключался втом, чтобы создать высокое фэнтези. Ястарался, чтобы было минимум пересечений среальной историей, ипридумывал всё отсоздания мира. При этом яучитываю тот факт, что теверсии иистории, которые рассказаны внутри вселенной, необязательно являются истиной. Это такой рабочий приём— ненадёжные рассказчики. Оговорюсь, что янесчитаю себя выдающимся гением, который придумал что-то снуля.
Колобух.
Кработе яподхожу достаточно прагматично, понимаю предел своихсил. Используя образование, эрудицию, свою любознательность, явнимательно изучаю источники, что-то видоизменяю, нооставляю изнакомые аудитории вещи. Люди хотят видеть что-то знакомое, чтобы прокладывать ассоциативныйряд. Например, есть гигантские наплечники убогатырей. Люди, которые знакомы сWarhammer, видят ихисразу думают, что это оттуда. Аигроки вWarcraft думают, что наплечники пришли оттуда, ведь они были уАртаса. Нолюди несовсем понимают, что большие наплечники— исключительно статусная вещь, которая позволяет безошибочно узнать вперсонаже воина. Это визуальный якорь или маячок для сознания зрителя. Такие вещи очень важны, например, вкомпьютерных играх, чтобы игрок сразу определил, что заперсонажа онвстретил ичего отнего ожидать.Яже пошёл дальше иобосновал, зачем богатырям в«ССР» огромные доспехи икуча железа. Богатыри уменя— огромные силачи. Рост Ильи Муромца порядка 2,5 метра, Добрыни— около 2,3 метра, авот Алёшка ростом невышел— всего 2 метра. Они обладают неестественной силой иподпитываются еюотземли, поэтому любят поспать, что взято напрямую изсказок, где герои часто немогли растолкать спящих богатырей. Уних быстрая регенерация, ипроисходит она восне. Кроме того, всилу вступает ещё иэкономический фактор, окотором я, кстати, нерассказывал вролике.
Вреальной истории наРуси было мало железа, поэтому доспехи отличались отевропейских. Новмоей вселенной Русь— одна избогатейших стран. Там визобилии ижелеза, икамня, идаже хрустальные горы есть. Всказочном мире ясгеографией, тоесть снедрами иресурсами, могу работать как хочу. Иесли устраны много железа, она будет его использовать. Идля серьёзных замесов лучше взять прочные латы, адля лёгкого боя— кольчугу. Какимбы тысильным богатырём нибыл, аесли много сказочных существ натебя навалится— задавят. Поэтому богатыри для крупных битв используют эти огромные латы снаплечниками, своего рода экзоскелеты, увеличивающие силу вразы.Вовтором томе «Битвы заЛукоморье» мыподробно рассказываем, как появились эти чудо-доспехи итехнологии. Мыстарались всё продумать: как себя чувствуют богатыри втаком облачении, зачем надевают итак далее. Мынеделаем постмодернизм ради постмодернизма.SG: Впродолжение темы доспехов— часто всплывает вкомментариях вопрос: разве непохожи персонажи «ССР» наславянский вариант Warhammer?РП: Как яуже говорил, если человек видел Warhammer, тоего онивспоминает. Всё это зависит отэрудиции человека. Мне ещё каджитов изThe Elder Scrolls припоминают. Хотя очевидно, что если утебя вописании персонажа висточнике указано, что это человекоподобная рысь, прямоходящая испособная воевать, токак тыеёнарисуешь? Это человек сголовой рыси. Антропоморфные существа сголовой кошки есть визображениях древнеегипетской богини Бастет.
Здесь всё зависит отвнутренней организации человека. Кто-то заходит случайно, видит знакомые черты исразу пишет про Warhammer. Пусть пишет. Там слухи ходят, что ябаню усебя всообществах заупоминание этой вселенной,— это неправда. Бан могут получить только неадекватные люди. Просто нужно понимать, что одно дело, когда человек втупую копирует что-то ипереносит ксебе, другое— когда тыработаешь над проектом ииспользуешь уже устоявшиеся втомже геймдеве тропы истереотипы, чтобы донести дозрителя идею исмысл, чтобы облегчить восприятие материала.SG: Вовселенной уже есть экзоскелеты, элементы стимпанка ичаробои (бластеры). Видишьли тыпотенциал втом, чтобы представить мир «ССР» втехнологичном будущем или научной фантастике?РП: Язаточность формулировок— нестимпанк, аманапанк. Источник энергии там— это волшебные камни, тоесть механизмы работают намагии. Экзоскелеты действительно есть, ещё есть различные протезы механические, которые наволколаков надеваются. Вообще, затехнологии отвечает Змей Горыныч. Онунас вовселенной капиталист ипромышленник. Унего есть мастерские, вкоторых работают лучшие мастера совсего Белосветья. Конкуренты Горыныча— яги, укоторых совсем высокотехнологичное оснащение. Этому противостоянию отдельная сюжетная линия будет посвящена.
Ачаробои родились как боевой вариант самого обычного сказочного предмета— волшебной палочки. Выглядят они как пистолеты потому, что так удобнее целиться. И, так сказать, оператор чаробоя может выбирать, каким заклинанием атаковать. Там для этого есть специальный «интерфейс».Добавлю про яг, что всказках уихизбушек одна или две ноги. Номырешили, что наша каста яг-воительниц будет передвигаться набоевых треножниках. Они тоже вбою шмаляют вовсе стороны мощными заклинаниями, как дредноуты.Имне кажется, что врамках высокого фэнтези всё это выглядит органично. Япотому ивыбрал этот жанр, что многие вещи можно внём показать. Здесь максимальный спектр возможностей. Поэтому делать отдельно про космос или киберпанк нет смысла— этим уже занимаются другие.
Хотя относительно киберпанка— ничто немешает иего элементы привнести: добавить, скажем, нейросеть грибов. Унас ведь всказках грибы очень часто появляются, даже воюют, мир захватить хотят. Ипочемубы непрописать такое царство грибов, которое порабощает людей изаставляет выполнять какие-то задачи, как кордицепс изThe Last ofUs. Апорабощённые грибами люди живут внекоем виртуальном мире, который навеян имэтими грибами,— вот вам и«Матрица». Если знаешь хорошо свой жанр, томожно делать многие вещи, оставаясь вего рамках. Вконце концов— сказкаже!Уменя сейчас столько вголове крутится идей, как дальше развивать вселенную. Поэтому сейчас мысоздаём книжный канон, чтобы можно было уже осмыслено расширять сеттинг.SG: Тыуже говорил, что нелюбишь жесть. Этим обусловлено то, что рейтинг большинства материалов— 12+? Накакую аудиторию ориентируешься при создании материалов?РП: Вплане стилистики явыбрал немультяшный подход, аболее реалистичный визуал сбольшим количеством деталей. Номеня никогда непрельщала идея добавлять много крови иакцентировать внимание нажестокости. Ясчитаю, что вся эта кровища— ребячество. Самое страшное, кажется, что япозволил себе,— это морда какого-то упыря, которая вся вкрови. Ястараюсь нежестить потому, что забочусь освоей карме икарме читателей. Когда человек смотрит что-то вэстетике ультранасилия или очень натурального насилия, тоонтеряет частичку себя, своей души. Японимаю тягу кнасилию утинейджеров, нонехочу еёпоощрять. Вкниге может быть написано, что один персонаж отрубил другому голову. Этого достаточно, каждый сам представит это как хочет. Авот смакование деталей этого процесса, когда описывают, как клинок проходит через кожу, позвоночный столб ипрочие детали… Такой автор либо очень юн, либо ему стоит поговорить соспециалистами. Впрозе фронтовиков нет иблизко такого смакования деталей, например.
Самже рейтинг 12+ конечно обусловлен требованиями законодательства. Новнаших историях есть исложные дилеммы угероев, имприходится принимать непростые решения. Новызнаете, кто плохой, акто хороший, пусть иснюансами. Мне кажется, ссерой моралью хватит заигрывать. Понимаю, что это мода, но, мне кажется, вфэнтези-литературе сэтим уже просто какой-то перебор.Апоповоду аудитории ямогу поделиться точными данными изнашего сообщества всоциальных сетях. Большинство участников— мужчины ввозрасте от25 до45лет. Нопри этом женщины активнее общаются, делятся чем-то. Так что, создавая «ССР», янеориентируюсь надетей или подростков. Уменя достаточно зрелая аудитория. Ясчитаю, что дети должны расти надобрых русских адаптиров
Комментарии 0
Пока нет комментариев
Извините, для вас комментирование недоступно
К сообществу